четверг, 28 ноября 2013 г.

Мастер-класс по пошиву блока

     В Интернете доступно море информации о пошиве блоков. Я начинала учиться шить ТОЛЬКО по мастер-классам из Сети. Четыре года назад, мне как новичку, была необходима информация абсолютно обо всем. Как подготовить ткань, какие нитки использовать, как соединить лоскуточки вместе и т.д. Поэтому для искушенных мастеров мои нынешние заметки, скорее всего, будут неинтересны. Но я буду очень рада, если благодаря моим записям, хотя бы один человек в мире увлечется пэчворком. 

     Все основные, классические блоки собраны в книге Мэгги МакКормик Гордон "1000 узоров для лоскутного шитья".
Очень полная коллекция блоков, начиная от самых простых (решетка 2 х 2 или 4 лоскута, 4 patch) и заканчивая Дрезденской тарелкой и блоками с изображениями домов и животных.
К сожалению, книга издана в полном переводе на русский язык и об оригинальных названиях блоков (на английском) можно догадываться или стараться перевести. В дальнейшем, готовя уроки по пошиву блоков из этой книги, я буду указывать разные названия, стараясь классифицировать их по общепринятым "пэчворковым" принципам. То есть, как я их понимаю и как я их шью.




Итак, Первый урок по пошиву блока 4 лоскута с расчетной таблицей 
                   ( 4 patch, решетка 2х2) (Tutorial #1).



 Нам необходимо:
1. Мат для раскроя
2. Роликовый нож или ножницы
3. Линейка (у меня в дюймах)
4. Лоскуты ткани, лучше хлопковые, и обязательно предварительно выстиранные и отглаженные. Ткань может быть как новая так и старая (ребенок вырос из рубашки, мужу разонравилась сорочка и т.д. - все в дело!). Выстирать или прополоскать ткань необходимо во избежание последующей усадки.


И конечно, "размер имеет значение". Немного о том, какого размера взять квадраты и что из этого получится.
Для этого урока я взяла начальные квадраты 4" х 4". Не совсем удачный размер, но так получилось. Итак, после сшивания всех четырех квадратов получился блок 7,5" на 7,5". Финальный размер блока в изделии будет 7" на 7" (убираем по 1/4 дюйма с каждой стороны).

Я не люблю высчитывать каждый раз размеры квадратов и припусков. Поэтому я сделала небольшую таблицу и просто выкраиваю квадраты, сразу зная результат не только блока, но и в каком размере будет блок смотреться в одеяле или салфетке.
Небольшая таблица для блока 4 лоскута (работает только с припусками 1/4 дюйма):


Квадраты
Блок
В изделии

1,5
2,5
2
2
3,5
3
2 и 1/4
4
3,5
2,5
4,5
4
2 и 3/4
5
4,5
3
5,5
5
3 и 1/4
6
5,5
3,5
6,5
6
3 и 3/4
7
6,5
4
7,5
7
и так далее...

Можно использовать формулу: 
размер квадрата умножить на  2 и минус 1/2 дюйма = размер блока.
размер блока минус 1/2 дюйма = размер в изделии.





Разрезаем ткань на четыре одинаковых квадрата ( по 2 из каждой ткани).
У меня начальный размер 4" на 4".
(с припусками разобрались выше).







Совмещаем ткани для сшивания:
Разные ткани  - лицевая сторона к лицевой стороне.
Выравниваем по правому краю. Здесь пройдет строчка (сверху вниз). Очень советую для начинающих закрепить край булавками перпендикулярно будущему шву.
(Простите, фото без булавок, шью уже смело, не закрепляя).






Швейная машинка у нас готова для работы. Для идеально одинаковых припусков устанавливаем лапку для пэчворка. От центра (куда входит игла) до правого края лапки - ровно 1/4 дюйма (стандарт припуска в пэчворке).







Но мы - перфекционисты! Поэтому перепроверяем ширину. Под лапку кладем линейку для пэчворка ( там есть разметка крайняя правая в 1/4 дюйма). Идеально!



У кого нет специальной лапки для пэчворка - не расстраиваемся!
Современные швейные машинки имеют функцию позиционирования иглы. Ваша задача - под практически любую лапку (стандартную, универсальную, "шагающую" и т.д.) настроить ширину строчки. У моей Brother Innovis 350, c лапкой для пэчворка, ширина строчки составляет 3,5.


Прежде чем шить основную ткань, я начинаю строчку на вспомогательном кусочке ненужной ткани. Так строчка продолжается на квадраты легко и не сминает, не сжевывает начало шва. Потом мы этот кусочек отрежем.











Смело строчим с "ненужности" на будущую красоту!




Прокладываем строчку. Без закрепок!!!


Совет: закончив с первой парой наших лоскутов, не обрезая нитку подкладываем под лапку вторую пару. Примерно 4-5 мм от первой пары. Таким образом, мы экономим время и нитки. В конце и первой и второй пары тканей закрепки не делаем!!!






Несмотря на нашу внимательность и аккуратность, ткань в конце строчки немного "уезжает" в сторону. Можно подумать: "Да чему навредят 1-2 мм?!". Это заблуждение. Мы же - идеалисты! Нам потом этот 1 мм будет мешать состыковать все четыре лоскутика в замечательный центр блока. Я помогаю себе пинцетом, удерживая кончик края. Можно взять деревянную палочку, большую иголку, что есть под рукой, только не пытайтесь удержать уголок пальцами! Травмоопасно!




Пришло время разъединить наши заготовки, разрезаем нитки между квадратами и вспомогательной тканью.










Проглаживаем заготовки сначала по свежему шву, чтобы снять напряжение нити...


... затем заутюживаем (не раскрываем шов в разные стороны) припуск на более темную ткань. Это правило лоскутного шитья, но оно работает не всегда, в каждом мастер-классе я буду уточнять про заутюжку припусков.
Итак, на темную ткань и первый и второй получившийся прямоугольник.








Переворачиваем один прямоугольник на 180º, то есть вверх ногами.
Выравниваем по линии шва.










Складываем заготовки лицевыми сторонами.










Фиксируем шов булавкой перпендикулярно будущему шву. С одной стороны она проходит по шву...

....и с другой стороны - булавка проходит по шву.














Дойдя до булавки, продолжаем строчить ничего не боясь. Но если у вас длина стежка небольшая (до 2,0) все-таки поглядываем, чтобы игла не ударила в булавку.
P.S. У меня такого не случалось, тьфу-тьфу. Вас призываю к осторожности.









Строчка легла очень хорошо. Ничего не сместилось, благодаря нашей булавочке. Достаем булавку.
Шовчик (на фото место, где входит булавка в ткань) до пересечения со вторым швом - разрезаем сверху, аккуратно и немного. У меня это 4 стежочка.





Кладем наш получившийся квадрат лицевой стороной вниз.
Раскрываем центр, благодаря разрезику получаем "розочку", она позволяет быть центру очень аккуратным, без утолщений.












  Проглаживаем. Обратите внимание, что эти припуски заглаживаются на светлую сторону (помните, правила не всегда соблюдаются). Мы,  как бы, "закручиваем"   все наши припуски  против часовой стрелки.







И у нас получается идеальный центр!
Классический блок 4 path, 4 лоскута или решетка 2х2  ГОТОВ!









Используя один из самых простых блоков, можно даже только начав учиться шить, порадовать себя и близких.
Например, сшить небольшую салфетку.

Об этом будет наш следующий урок.
Всегда рада помочь,
Ваша Ирина Пулечка.

11 комментариев:

  1. Ирина, молодец! очень нужная информация для начинающих! очень подробно, доступно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо огромное за похвалу. А я переживала, что уж очень подробно старалась показать все этапы. Но вспоминая себя, старалась показать каждый момент. Спасибо, даже крылья выросли за спиной!

      Удалить
    2. Ира, переживать за подробность как раз не надо, ведь для новичков очень важно изначально понять что и как и в каком порядке нужно делать, а главное ЧТО должно получиться в результате. Когда я первый раз услышала выражение "получиться розочка на обратной стороне" - впала в полнейший ступор! Ведь я не слышала об этом, а главное не видела эту самую розочку! А у тебя всё ясно и понятно! Молодец, так держать! Обязательно буду следить за твоими постами и вместе с тобой буду шить блоки, которые никогда не шила, а их то уж точно море!

      Удалить
    3. Люда, спасибо!!! Эта "розочка" меня тоже убивала раньше. Особенно в калейдоскопах!!! Вот и старалась показать все-все. И, для тебя специально, постараюсь показать блоки поинтереснее. Будем на связи!

      Удалить
  2. Сапсибо, Ирина за желание научить шить блоки начинающих! С удовольствием тоже присоединюсь в Вашим ученикам, так как умею далеко не все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, очень рада, что Вам понравилось. Я часто заглядываю в Ваш блог и удивлена тем, какого высокого уровня мастерица желает поучиться у меня! Вот теперь я полностью начинаю осознавать ЧТО я затеяла. Да, планку уже нельзя ронять. А у Вас, Татьяна, я буду учится находить цветовые решения. Мне очень нравятся Ваши работы.

      Удалить
    2. Благодарю, Ира! Очень неожиданно услышать о себе "высокого уровня мастерица". Спасибо. Сама я правда себя считаю любителницей, а не профи. И, признаться, шью не часто. А потому учиться правильно шить блоки и мне не вредно. Это ведь репетиция.

      Удалить
  3. Татьяна Алсуфьева28 ноября 2013 г., 16:08

    Ирина, спасибо большое за такой подробный МК!

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина, доброе утро! Я начинающая лоскутница. Как ни странно информации о пэчворк в интернете много, но таких подробных мк, с тонкими нюансами и пошаговыми фото очень мало. Буду учиться у вас-очень понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, безумно приятно! Я вспоминаю себя некоторое время назад и как мне не хватало малюсеньких деталей, чтобы вся информация сложилась как пазл. Старалась для Вас! ( по честному - мне еще самой так многому учиться.....). Буду рада видеть Вас у себя на страничке.
      Ко мне на " ты", ладно?

      Удалить